Основное содержание деятельности специалиста заключается в эксплуатации и обслуживании механизмов (дизельных двигателей), а также ремонте неисправных механизмов.
Моторист в боевой обстановке обеспечивает бесперебойную работу механизмов.
Режим работы специалиста вынужденный. Работа моториста разнообразная, сменная, ведется в напряженном темпе, характеризуется повышенной (при проведении ремонтов) двигательной активностью и средним объемом перерабатываемой информации.
Рабочая поза характеризуется различными положениями тела, частыми перемещениями. Большую часть времени специалист проводит в замкнутом объеме около дизелей или механизмов, при максимальном воздействии на слуховой аппарат шума работающих двигателей и механизмов.
Профессиональная деятельность моториста исполнительская, в составе малой группы или в одиночку. Он подчиняется старшине команды.
Деловые контакты в ходе боевой деятельности частые, осуществляются путем непосредственного общения.
Профессиональная деятельность моториста исполнительская, в составе малой группы или в одиночку. Он подчиняется командиру отделения (старшине команды). Деловые контакты в ходе боевой деятельности частые, осуществляются путем непосредственного общения.
На должность моториста назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего (полного) общего или среднего профессионального образование.
Моторист должен знать:
инструкции по обслуживанию и ремонту материальной части и свои обязанности по всем корабельным расписаниям согласно книжке «Боевой номер»;
должностные обязанности, положения Корабельного, Общевоинских уставов, наставлений и других документов, регламентирующих порядок профессиональной деятельности;
назначение, устройство, функциональные и другие схемы, правила эксплуатации материальной части своего заведования;
правила техники безопасности при ремонтах, красочных и других корабельных работах;
инструкции по боевому использованию и эксплуатации материальной части своего заведования;
характерные неисправности материальной части своего заведования, методы их обнаружения и устранения;
правила ведения эксплуатационной документации;
правила техники безопасности при эксплуатации и ремонте материальной части своего заведования;
правила техники безопасности при работах с электрооборудованием;
средства и способы борьбы за живучесть технических средств заведования;
нормативы по приготовлению технических средств боевого поста (БП) и заведования к применению и в ходе его обслуживания;
сроки и правила проведения планово-предупредительного технического обслуживания (ППТО) и планово-предупредительного ремонта (ППР);
правила спасательной подготовки;
основные тактико-технические данные главной энергетической установки;
уметь:
и уметь правильно эксплуатировать и ремонтировать материальную часть выполнять свои обязанности по всем корабельным расписаниям;
грамотно эксплуатировать материальную часть БП и своего заведования;
вести эксплуатационные журналы при обслуживании технических средств;
вести борьбу за живучесть БП и отсека;
выполнять нормативы по приготовлению технических средств БП и заведования к применению и в ходе его обслуживания;
поддерживать заданный уровень технической готовности заведования;
эксплуатировать материальную часть заведования, включая её боевое и повседневное использование, техническое обслуживание;
обеспечить безопасность использования, предотвращение аварий, поломок, неисправностей технических средств, правильные действия при их возникновении;
практически обслуживать общекорабельные вспомогательные механизмы и системы, обеспечивающие живучесть корабля;
владеть:
навыками выполнения установленных нормативов при исполнении обязанностей вахтенного и дежурного моториста-электрика;
навыками выполнения нормативов по приготовлению материальной части своего заведования к применению, боевому применению и обслуживанию в различных ситуациях при нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях.
Мотористу необходимы развитое наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, техническая грамотность, дисциплинированность, ответственность, физическая выносливость.